Половина нефтеперерабатывающих заводов в Украине работают нелегально: будет ли дефицит топлива, если их закроют

Фото: freepik.com

В Украине с июня 2023 года работает временная следственная комиссия (ВСК), целью которой является урегулирование ситуации на рынке топлива. Как отметил депутат Ярослав Железняк, серьезные убытки государству, минимум 5-10 млрд грн ежегодно, в этом секторе наносят нелегальные игроки.

Налоговая служба предоставила данные, по которым по состоянию на июнь только половина из 22 нефтеперерабатывающих заводов в Украине имели лицензию. Причем проблемы с разрешением есть также и у АЗС разного размера. В то же время теневая часть точек участвуют в продаже топлива, уклоняясь от уплаты налогов или реализуя контрафактное топливо.

Согласно результатам первого заседания ВСК, более 30% розничной торговли приходится на мини-АЗС. В таких местах нередко разливают низкокачественные вещества. Еще 30% продаж приходятся на средние и крупные АЗС, которые также могут уклоняться от уплаты налогов. И лишь 40% на рынке принадлежит к белому сегменту.

Проблемы, которые создают нелегальные игроки рынка топлива

Нелегалы создают государству не только финансовые убытки, но и другие проблемы.

Эксперт по нефтерынку Александр Сиренко рассказал изданию "Телеграф", что нелегальные игроки выходят за рамки рыночной конкуренции, продавая топливо по более низким ценам. А это просто убивает рынок.

Кроме того, нелегальные АЗС и точки продажи топлива могут нарушать стандарты безопасности, в частности пожарную безопасность и требования по хранению горючего. Поэтому с ними надо бороться.

Как власть борется с нелегалами и какие последствия могут быть

ВСК осуществляет проверку каждой точки производства и продажи. Дополнительно привлекают БЭБ, Нацполицию, а Государственная налоговая служба проводит анализ по данным кассовых аппаратов АЗС. Результаты этого станут известны в конце июля, когда состоится следующее заседание комиссии.

Ярослав Железняк отметил, что власть хочет вывести из игры всех нелегальных игроков, чтобы предотвратить подделку топлива и закрыть незаконные точки продажи. Он отмечает, что при этом дефицита топлива не будет, поскольку сейчас есть даже его избыток.

В то же время некоторые эксперты считают, что такая стратегия власти не совсем правильная. По мнению специалиста в сфере нефтяного рынка Александра Сиренко, диалог с НПЗ и нелегальными точками требует другого подхода. Он считает, что некоторые НПЗ несправедливо хотят очернить.

Украинские нефтеперерабатывающие заводы - важное производство и я как украинец хочу, чтобы оно продолжалось То есть добывающие компании получали углеводороды из недр, а нефтепродукты реализовывались для украинских АЗС, а не вывозились на экспорт... Их надо заставить получить эти разрешительные документы. Но точно не закрывать, - отмечает Сиренко.

Специалист говорит, что с этими заводами надо общаться за закрытым столом, чтобы прийти к общему решению.

"Проблема с налогами решится, если эти же заводы спрашивать, что им нужно, а не как их убить. Однако никто никого не собирал", - добавил Александр Сиренко.