Верховная Рада приняла скандальный антикоррупционный законопроект: что изменится для чиновников

В то время, когда общественность внимательно следит за каждой копейкой чиновника, Верховная Рада делает очередной шаг в борьбе с коррупцией. Но этот шаг, как оказалось, неоднозначен. Пока одни аплодируют усилению ответственности, другие замечают опасные послабления. Решение принято — но что оно означает на практике?

"Антикоррупционные" изменения: законопроект №13271-1 принят

17 июня, одним движением — без лишних промедлений — парламент сразу во втором чтении принял законопроект №13271-1. Изменения касаются темы, которая всегда на слуху — коррупция. 245 нардепов решили: пора пересмотреть правила игры.

Речь идет о новых подходах к наказанию за ложь в декларациях, незаконное обогащение и другие "грехи" чиновников. Если коротко, то главная цель — обновить те нормы, которые уже давно устарели, и подкорректировать систему, где до сих пор были пробелы. Например, упорядочить, как хранится информация в Реестре коррупционеров или как именно отслеживается стиль жизни декларантов.

Декларирование: более высокие пороги ответственности

Теперь — самое интересное. Чтобы подпасть под уголовную ответственность за недостоверную информацию в декларации, раньше нужно было "забыть" вписать что-то на сумму от 1,5 млн грн. Теперь этот порог подняли до 2,27 млн грн. Аргумент? Инфляция, подорожание жизни, обесценивание гривны — все как всегда.

Для административной ответственности предел вырос с 302 800 до 454 200 грн. То есть, если чиновник "ошибется" в декларации, но на незначительную сумму — наказывать не будут. Только когда разница значительная. А вот если намеренно впишет ложь на более чем 2,27 млн — может получить штраф до 136 тыс. грн, отработать общественные часы или даже сесть на срок до двух лет.

Незаконное обогащение: порог уменьшен, круг лиц расширен

Интересно, что здесь пошли в другую сторону — порог наоборот уменьшили. Было 9,84 млн грн, стало 9,08 млн. Это означает, что теперь открывать уголовные производства можно при меньших расхождениях между доходами и тем, что у человека на руках. И — внимание — в перечень лиц, которых это касается, добавили еще и членов ВЛК и МСЭК.

Полномочия НАБУ и БЭБ: новые "планки" для расследований

Еще одна важная деталь — меняется, кто какие дела может расследовать. Теперь БЭБ занимается экономическими преступлениями, если ущерб — от 3 до 15 млн грн. У НАБУ планка еще выше — не менее 15,14 млн грн. Ранее этот предел был в два раза меньше — всего 6 млн. То есть у НАБУ теперь дел будет меньше, но более масштабных.

Судебные процессы и военнослужащие

Если подозреваемый — военный, который сейчас мобилизован, дело могут на время приостановить. Но не просто так — нужно доказать, что человек не имеет физической возможности участвовать в процессе даже дистанционно. Как только он возвращается с фронта — дело возобновляют.

Реестр коррупционеров и изменения для армии

Правила хранения информации тоже пересмотрели:

  • административные и гражданские правонарушения — 1 год;
  • уголовные — пока не снимут или не погасят судимость;
  • юридические лица — 5 лет в базе.

И еще об армии: Закон "О воинской обязанности и военной службе" тоже немного подкорректировали. Отныне в ряды ВСУ не будут принимать людей, обвиняемых в тяжких или особо тяжких коррупционных преступлениях, если дело уже в суде.

Мнения экспертов: от одобрения до критики

А вот мнения по поводу этого закона — разнятся.

В НАПК говорят: нельзя так просто отпускать чиновникам нарушения — проверить, кто и сколько набрал "левого" добра, теперь станет значительно труднее.

В Центре противодействия коррупции вообще считают, что эти изменения могут стать шагом назад. Мол, вместо усиления — частичное ослабление, потому что сложнее будет привлечь к ответственности даже очевидных нарушителей.

Transparency International Ukraine, со своей стороны, заявила: "да, закон не идеален, но и не критически вреден". И призвала депутатов хотя бы доработать документ — в частности, не трогать полномочия НАБУ и не трогать порог для гражданской конфискации.

Этот законопроект, несмотря на отдельные положительные моменты, вызывает больше вопросов, чем ответов. В борьбе с коррупцией важно не только принимать решения, но и не терять доверие общества. Потому что изменения в законе — это лишь инструмент. А вот будет ли он использован справедливо — покажет время.