После лет военного разрушения Украина пытается восстановить не только экономику, но и физическую связность — дороги, мосты, инфраструктуру, которые были уничтожены или критически повреждены. И международная поддержка в этом направлении уже не просто слова — она начинает воплощаться в цифры, контракты и реальные планы.
Кредит на движение вперед
Украина получит финансовый глоток воздуха для восстановления дорог и мостов. Всемирный банк выделил нашей стране 190 миллионов долларов в рамках совместного проекта с довольно символическим названием — DRIVE. Если перевести не буквально, а по сути — это о движении вперед, несмотря на все трудности.
Проект создан, чтобы помочь нашей инфраструктуре выстоять в условиях постоянной опасности. Деньги поступили от Международного банка реконструкции и развития (это одно из учреждений в составе Всемирного банка), а вся схема финансирования — часть программы ADVANCE Ukraine, которую поддерживает японское правительство.
Что предусмотрено? Прежде всего — обновление дорог и мостов
Речь идет не только о заделке дыр в покрытии. В проекте заложены серьезные работы:
- капитальные ремонты на некоторых участках национальных трасс,
- перестройка мостов, которые находятся в критическом состоянии или были разрушены,
- внедрение более устойчивых решений в дорожном хозяйстве (то есть не "на скорую руку", а на годы),
- а еще — техническая помощь и сопровождение реформ в дорожном секторе.
Не только асфальт — еще и изменения в системе
Также часть финансирования пойдет на изменения в самом подходе к управлению транспортом. Грубо говоря, деньги — это еще не все. Важно, чтобы инфраструктура не просто латалась, а развивалась и соответствовала реалиям времени: цифровое планирование, контроль качества, надзор за подрядчиками.
Кстати, финансовая помощь Украине на 2025 год уже приближается к отметке в $21 миллиард. А общая потребность, по оценкам Минфина, — почти 40 миллиардов. Собрали уже больше половины:
- $15,8 миллиарда — благодаря механизму ERA,
- $3,7 миллиарда — помощь от Евросоюза,
- около $400 миллионов — предоставил МВФ,
- и еще $50 миллионов — это отдельный транш от Всемирного банка.
То есть поддержка есть, и она продолжается. Но важно не только считать поступления, но и тратить с умом. Потому что дороги, которые мы сейчас строим или восстанавливаем, должны пережить не одну зиму и не одно правительство.
Каждый километр дороги, отстроенный за международные средства, — это не просто бетон и асфальт. Это часть новой инфраструктурной способности страны. И именно такие проекты, несмотря на войну, приближают нас к стабильному завтрашнему дню.