Ситуация на рынке грузовых перевозок выглядит тревожной — не хватает водителей. Причем речь идет не о нескольких сотнях или тысячах, а о десятках тысяч специалистов. По словам заместителя министра развития общин и территорий Сергея Деркача, сейчас в Украине простаивают тысячи фур — а это означает сорванные контракты, потери для бизнеса и общее проседание экономики.
По официальным оценкам, на дорогах страны сегодня работает около 130 тысяч грузовиков. Но здесь есть нюанс: примерно треть из них просто стоит. И не потому, что сломались или что-то еще. Просто некому их водить. Дефицит кадров — где-то 30–40 тысяч водителей с категорией СЕ.
Один из примеров, который привел Деркач: большая компания имеет на стоянке 30 новеньких грузовиков. Все на ходу, контракты подписаны, заказы ждут. Но — руль некому доверить. Машины блестят на солнце, а водителей найти не могут.
Пути решения проблемы
Быстро решить эту проблему не получится. Здесь не нажмешь волшебную кнопку, чтобы завтра появились тысячи новых специалистов. Поэтому в правительстве уже запускают проекты по обучению и перепрофилированию кадров.
В частности, рассматривают возможность привлекать к работе женщин, которые готовы осваивать новую профессию. Еще одна категория — ветераны, которые вернулись с фронта и хотят адаптироваться к мирной жизни. Есть планы работать и с молодежью — создать условия, при которых парни и девушки будут рассматривать профессию водителя не как временную, а как перспективную.
Почему именно эти категории? Потому что, как объяснил Деркач, у них обычно нет проблем с бронированием. То есть их проще оформить на работу без риска потери работника из-за мобилизации.
Бронирование работников и вызовы для бизнеса
Кстати, ситуация с бронированием работников в прошлом году сильно осложнила жизнь транспортным компаниям. Но сейчас бизнес, кажется, уже нашел решение.
Как отметил заместитель министра, все компании, ведущие активную деятельность — особенно те, кто занимается международными перевозками — могут забронировать до половины своего штата. Но здесь есть один нюанс. Часть персонала в компаниях не имеет прямого отношения к вождению: это диспетчеры, техники, офис. И здесь уже приходится крутиться: кого оставить, кого перепрофилировать, как не потерять ключевых людей.
Дефицит водителей в сфере грузовых перевозок — не просто кадровый вопрос. Это зеркало более глубоких изменений в структуре рынка труда и вызов, требующий долгосрочной стратегии. Без нее транспортный сектор может остановиться буквально на полпути.