Безопасность на дорогах: правительство узаконивает правила для электросамокатов, сигвеев и моноколес

Электросамокаты в украинских городах уже давно перестали быть диковинкой. Они появляются на тротуарах, в парках и даже в узких улочках, иногда создавая немалый беспорядок. Поэтому неудивительно, что власти решили упорядочить эту сферу. Законопроект №3023, о котором говорили еще до войны, теперь получил реальное движение вперед.

Первый шаг сделан

6 октября подкомитет по вопросам безопасности дорожного движения поддержал этот законопроект. Об этом напомнил нардеп Александр Горенюк. Идея довольно проста: электросамокаты, моноколеса, сигвеи и другие "легкие электрические штуки" должны официально считаться участниками дорожного движения. То есть больше никакой "серой зоны", где правила вроде бы есть, но их можно трактовать как угодно.

Кто и где может ездить

Новые правила вводят возрастные ограничения и четкие зоны передвижения:

  • с 14 лет можно будет выезжать на велодорожки или по краю дороги, если велодорожек нет;
  • от 7 до 14 лет — только тротуары, парки, скверы и дворы;
  • дети до 7 лет — исключительно под присмотром взрослых;
  • и всегда, в любом случае, на тротуаре главным должен быть пешеход.

Интересно, что самокатчики теперь обязаны соблюдать ПДД, как и автомобилисты или велосипедисты.

Роль местных властей

Органы местного самоуправления получат новые инструменты. Они смогут определять территории, где электросамокатам вообще запрещено двигаться. Для этого введут специальный знак "Движение электросамокатов запрещено". Это означает, что каждый город или даже отдельный район сможет устанавливать собственные ограничения.

Скорость оставили на потом

Депутаты решили не вписывать в сам закон жесткие лимиты скорости. Этот вопрос отложен для отдельных подзаконных актов. Возможно, таким образом хотели оставить немного гибкости, ведь ситуации разные: на узкой улице 20 км/ч может быть слишком много, а на широкой велодорожке — слишком мало.

Статистика, которая заставляет задуматься

По данным Нацполиции, только за девять месяцев 2025 года произошло более тысячи аварий с участием электросамокатов и подобного транспорта. Точнее — 1144 случая. Из них 14 закончились смертью людей, еще 765 человек получили травмы. Эти цифры четко показывают: «мелкий» транспорт уже не такой мелкий, когда речь идет о безопасности.

Новая страница правил

Если закон примут, он начнет действовать через три месяца после официального опубликования. Для пользователей это станет сигналом: отныне ваша поездка на самокате — не только удобный способ добраться на работу или встречу, но и ответственность перед другими людьми на дороге.

Регулирование электросамокатов — это не просто о транспорте, а о культуре сосуществования в городе. Когда каждый участник движения знает свои границы и правила, это означает меньше конфликтов, меньше травм и больше ощущения порядка. В конце концов, это об уважении: к пешеходам, к велосипедистам и к тем, кто выбирает современные электросредства передвижения.