В Украине сейчас огромная дыра в том, что касается жилищного фонда. Речь идет не только об обычных квартирах, но и об очень специфических сегментах. Например, нам катастрофически не хватает так называемого кризисного жилья. Это такой себе запасной аэродром для людей, которые попали в какую-то беду или экстренную ситуацию и им нужно краткосрочное убежище и поддержка. Решить этот вопрос можно будет только после того, как мы наконец запустим жилищную реформу. Сейчас, кстати, рамочный законопроект, который ее начнет, как раз готовят ко второму чтению.
Об этом рассказывала Елена Шуляк, которая возглавляет Комитет Верховной Рады по госвласти и местному самоуправлению и является главой партии Слуга Народа.
Она подчеркнула: нам не хватает не только социального или временного жилья, но и этого самого кризисного фонда. Ну вот вообще его нет.
Что такое кризисное жилье
Его цель — дать крышу над головой и какую-то поддержку, но на короткий срок, когда человек оказался в беде. Это должно быть интегрировано со всеми другими государственными системами, которые занимаются жильем, — с тем же социальным и временным жильем.
Но здесь есть одна большая проблема. В нашем законодательстве, оказывается, даже слова такого нет — кризисное жилье. Понятно, что это делает невозможным его создание. И вот здесь нам должна помочь жилищная реформа. Ее основы как раз закладывает законопроект №12377 "Об основных принципах жилищной политики". Вот он, по замыслу, и должен эту брешь исправить.
Война как катализатор перемен
Честно говоря, война, словно лакмусовая бумажка, показала нам проблему, которая тлела в Украине десятилетиями. Это, конечно же, жилищная проблема. Откладывать ее решение просто нельзя. У нас нет ни нормального социального, ни качественного временного, а уж тем более — кризисного жилья. Вообще ничего толком нет.
С другой стороны, все больше наших граждан, которые из-за небольших доходов не могут себе позволить купить жилье даже по финансово-кредитным схемам. Это же свидетельствует о чем? Что курс на изменение жилищной политики — абсолютно правильный. Когда мы создаем новую законодательную базу, сверхважно учесть потребности абсолютно всех уязвимых групп населения. Стоит отметить, что это большой вызов.
Еще одна штука, с которой столкнулось государство, — нехватка актуальных данных. У нас, например, нет нормальной статистики по бездомному населению. А без нее как решать их проблемы? Это же, кстати, напрямую касается и кризисного жилья. Но здесь есть надежда: новое жилищное законодательство, в частности, предусматривает запуск Единой государственной информационно-аналитической системы в сфере жилья. Она и будет собирать и анализировать все эти цифры.
А вы знали, что у нас не существует нормальной сети учреждений социальной защиты? Вот возьмите, например, Киев — миллионный город. И что мы имеем? Только одно официальное учреждение для краткого пребывания бездомных. И то — всего на каких-то 150 человек.
Елена Шуляк подчеркнула: это доказывает, что наша существующая система вообще не тянет те вызовы, которые стоят перед нами как в социальной защите, так и в удовлетворении жилищных потребностей уязвимых. Решать это нужно комплексно — и на уровне социальной политики, и на уровне жилищной. Но для жилищной сферы первым шагом будет именно жилищная реформа, и окончательное принятие законопроекта №12377 станет ее фундаментом.
Что там с этим законопроектом №12377
Этот законопроект только задаст главный курс будущей реформе. Соответственно, потом пойдет еще целый ряд специальных законов, которые уже уточнят все правила. Например, уже работают над законопроектом "О жилищном фонде социального назначения".
Оба законопроекта — и №12377, и о социальном жилье — это индикаторы программы Ukraine Facility. То есть наши обязательства перед ЕС, который нам, напомним, выделяет до 2027 года аж 50 миллиардов евро.
Поэтому, как резюмировала Елена Шуляк, №12377 мы обязаны принять до конца текущего года. А закон о фонде социального жилья — до конца следующего.