Сезон скидок, который ежегодно привлекает внимание миллионов людей по всему миру, в Украине превратился в отдельный социальный феномен. "Черная пятница" больше не выглядит как короткий забег за скидками, а скорее как отражение привычек и ожиданий наших покупателей.
Кто искал скидки в этом году
По результатам опроса Meest, в котором приняли участие более 1300 человек, картина оказалась довольно сбалансированной. Около 54% тех, кто участвовал в распродажах, - мужчины, остальные 46% - женщины.
Если смотреть на возрастные группы, самыми активными стали покупатели 34–45 лет - они составляют 39% всех участников. Едва не догоняют их покупатели 45+, которых 37%. Младшая аудитория, то есть 18–34 года, была менее массовой, но все равно заметной.
По регионам лидерами ожидаемо стали:
- Киев и Киевская область (32%);
- Львовская (10%);
- Днепропетровская (9%);
- Одесская (8%);
- Харьковская (7%).
Все остальные области вместе формируют примерно четверть.
Интересно, что более 90% опрошенных присоединились к скидочной гонке в этом году. При этом 67% признались, что готовились заранее: составляли списки, ждали нужной цены. А вот каждая четвертая покупка все равно оказалась импульсивной.
Пресс-служба Meest даже объяснила это в своем комментарии:
Что покупали больше всего
Здесь все довольно похоже на прошлые годы. В топе снова оказались:
- одежда - 47%;
- электроника - 40%.
Заметным был спрос на косметику (30%), обувь (26%) и различные аксессуары (20%).
Отдельные категории тоже хорошо "выстрелили":
- витамины и БАДы - 12%;
- спортивные товары - 9%;
- инструменты - 8%;
- автозапчасти - 5%.
Если говорить о финансовых возможностях, то самой активной группой оказались покупатели с доходом 20–30 тысяч грн - их 33%. Немного меньше тех, кто зарабатывает 10–20 тысяч (25%) и до 10 тысяч (23%). Примерно каждый пятый имеет доход более 50 тысяч.
Самый распространенный чек в этом году - от 1000 до 4000 грн. Такую сумму потратила треть опрошенных. В то же время 13,5% выбрали покупки на сумму более 20 тысяч. Это говорит о том, что "Черная пятница" уже давно касается не только массовых товаров: премиальный сегмент тоже чувствует себя уверенно.
Где делали покупки
В пределах украинских онлайн-магазинов больше всего заказов пришлось на:
- Rozetka - 22,25%;
- Prom.ua - 13,35%;
- Эпицентр - 11,52%;
- Comfy - 8,64%;
- MakeUp - 5,50%;
- Алло - 4,45%;
- OLX - 3,14%;
- Intertop - 2,88%;
- Shafa - 2,36%.
Среди иностранных платформ украинцы выбирали следующие:
- AliExpress - 15,00%;
- Sinsay - 11,50%;
- Temu - 9,25%;
- Amazon - 7,25%;
- Notino - 6,50%;
- iHerb - 5,50%;
- EBay - 4,75%;
- Reserved - 4,25%;
- H&M - 13,50%;
- ZARA - 3,25%.
То есть выбор довольно широким не назовешь, но он стабилен - люди выбирают те площадки, которым привыкли доверять.
Выводы после распродаж
Сезон акций в очередной раз показал, что украинские покупатели постепенно становятся более внимательными, но эмоциональный фактор никуда не исчезает. Импульсивные решения все еще составляют весомую часть покупок, а большое количество участников подтверждает - потребительская активность остается высокой даже в непростое время.