
Побили 19-летний рекорд: нардепы подали 3339 поправок в госбюджет-2026

К проекту государственного бюджета на 2026 год народные депутаты набросали столько поправок, что хватило бы на небольшой роман — 3339 предложений. Это не просто много, это — на 59% больше, чем в прошлом году. И, по словам председателя бюджетного комитета Верховной Рады Роксоланы Пидласой, такого штурма цифр и таблиц страна не видела уже 19 лет.
Чтобы представить масштаб: если каждую поправку обсуждать хотя бы полторы минуты, заседания длились бы более десяти полных рабочих дней. Без перерывов, без кофе и без шансов остаться равнодушным к цифрам.
Сравнение с предыдущими годами
Если взглянуть в прошлое, тенденция заметна невооруженным глазом. С каждым годом правок становится все больше, как будто депутаты соревнуются, кто напишет больше.
- Бюджет-2025 — 2098 правок
- Бюджет-2024 — 1620
- Бюджет-2023 — 1270
- Бюджет-2022 (еще до большой войны) — 3284
- Бюджет-2021 — 2451
- Бюджет-2020 — 2176
Итак, показатель этого года даже превзошел довоенный 2022-й. Интересно, что тогда ситуация в стране была совсем другой, а сейчас, несмотря на войну, депутаты активны как никогда.
Кто правил больше всего
Среди политических сил первое место по количеству внесенных поправок получила "Европейская солидарность" — 910 предложений. Далее идет "Слуга народа" — 652, затем межфракционное объединение "Умная политика" с 470 поправками и "Голос" — 437.
Но настоящий рекорд среди отдельных депутатов установил Артем Герасимов из "ЕС" — 662 поправки. Рядом с ним — Ярослав Железняк и Дмитрий Разумков, оба по 254.
Если представить эти документы стопкой бумаги, то, вероятно, она превысила бы рост любого из авторов.
Не просто цифры
Эти 3339 поправок — не просто показатель активности. Они отражают внутреннюю конкуренцию в Верховной Раде, попытки "выбить" дополнительные средства на определенные программы, регионы или отрасли. Часто это — политический жест, сигнал избирателям: мол, мы боремся за каждую копейку.
Но с другой стороны, это затягивает процесс принятия бюджета, который и без того требует быстрых решений.
Когда правок слишком много
Представьте: даже если рассмотрение каждой длилось бы всего полторы минуты, понадобилось бы более 10 дней непрерывной работы. И это только чтобы пройтись по списку. Не обсудить, не проголосовать — просто озвучить.
Такие масштабы заставляют задуматься, не превращается ли бюджетное планирование в бесконечный марафон, где главное — не результат, а количество шагов.
Тишина после цифр
Цифры впечатляют, но за ними стоит один вопрос — сколько из этих поправок действительно улучшат жизнь людей, а не только заполнят страницы парламентских документов. Ответ, как всегда, появится не сразу.