41 год со дня трагедии: в 1979 году над Днепродзержинском столкнулись два самолета

Одна из наиболее масштабных и страшных катастрофа в истории советской авиации и футбола произошла в небе над Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В этот день столкнулись два пассажирских самолета, в одном из которых было 17 членов футбольного клуба «Пахтакор». Всего в катастрофе было 178 погибших, а сама история столкновения более 30 лет хранилась под грифом «Секретно».

Роковое стечение

В субботу, 11 августа из Ташкента на игру с минским «Динамо»вылетели 14 футболистов «Пахиакора», второй тренер, врач и администратор. Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» взлетел в 11:30, без опозданий. За 20 минут до этого из Челябинска стартовал Ту-134, который направлялся в Кишинев.

В это время в Харьковском РЦ ЕС УВД на смене находилась команда диспетчеров под руководством Сергея Сергеева. Вместе с ним дежурили Владимир Сумской и Николай Жуковский. Стаж работы последнего составлял всего 2,5 месяца. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, почему рейс поручили курировать стажеру, а не более опытному сотруднику Сумскому.

Молодой диспетчер рассчитал: лайнеры должны без проблем разойтись в небе - они пройдут одну и ту же точку с разницей в 3 минуты. На самом деле у экипажей для этого было менее 60 секунд. Оба Ту поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.

За несколько минут до трагедии Владимир Сумской перепроверил расчеты стажера и обомлел. Он перехватил управление на себя и закричал, чтобы экипаж одного из Ту срочно поднимался. Ему ответили утвердительно, однако, как оказалось позже «принято» сказали не с того борта - высоту менял Ил-62, который по ошибке получил срочный сигнал.

Столкновение над Куриловкой

До сих пор рассматривают две версии столкновения. По одной из них лайнеры врезались лоб в лоб. По второй - челябинский самолет крылом врезался в хвостовую часть ташкентского.

Жители поселка Куриловка в тот день отмечали свадьбу. Очевидцы происшествия до сих пор помнят, как прямо во время застолья с неба посыпался «черный град». Это уже позже люди разобрали, что буквально на них, а также на расстоянии сотен метров от них рассыпались обломки самолетов, падали останки людей вещи. Красная дорожка одного из лайнеров повисла на проводах. Спасать было уже некого.

Как позже вспоминали правоохранители, на местах, куда падали обломки, вскоре появились мародеры. Они разыскивали уцелевшие вещи и детали самолетов. Многие же, напротив, осознав, что произошло, стали молиться.

Родственники спортсменов узнали о трагедии не сразу.

«12 августа к нам в пансионат неожиданно приехал работник Госкомспорта Узбекистана. Он сообщил, что случилась неприятность: во время обеда вся команда якобы чем-то отравилась и попала в больницу», - вспоминала вдова одного из погибших футболистов.

Неладное она почувствовала, оказавшись на борту с другими родственниками футболистов. Кошмарная правда выяснилась уже после прилета.

Все наоборот

После различных катастроф часто оказывается, что некоторые люди не погибли совершенно случайно: кто-то возвращался за забытыми ключами, а кого-то подвел сломавшийся автомобиль. Уже после из новостей счастливчики узнавали, что судьба подарила им шанс и неприятность, оказывается, спасла им жизнь.

В случае с «Пахтакором» было все наоборот. На борт поднялись даже те, кто не должен был вылететь в этот день или вообще пропускал матч в Минске. Например, 18-летний Сирожиддин Базаров должен был быть в Минске еще накануне - вместе с дублирующим составом. Но он опоздал на борт и улетел вместе с основой.

Еще один футболист - Михаил Ан - вообще не должен был лететь в Минск из-за травмы, но его уговорили поддержать своих на трибуне.

После трагедии

Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа. Советские СМИ практически никак не освещали произошедшее долгое время. Через неделю после трагедии вышла заметка на последней полосе одной из спортивных газет, в которой была лишь пара предложений: что произошла трагедия и разбилась команда. В газете ЦК КП Узбекистана «Правда Востока» написали небольшой некролог за три дня до похорон.

Уже в первые дни после гибели футболистов в Узбекистане стали собирать новую команду. Так как найти футболистов нужного уровня в республике не смогли, обратились ко всем советским клубам. На клич отреагировали футболисты ЦСКА, «Спартака», «Торпедо», «Черноморца» и другие.

Первый матч нового «Пахтакора» состоялся уже 23 августа. Они играли в Ереване против «Арарата». Игра закончилась со счетом 3:1 в пользу хозяев.

Суд и приговор

Разбирательство в причинах авиакатастрофы продолжалось 9 месяцев. Подсудимыми по делу проходили Сумской и Жуковский. Основной версией случившегося так и осталась ошибка диспетчеров. Им дали по 15 лет в колонии общего режима. Сумского выпустили через 6,5 лет за хорошее поведение. Николай Жуковский умер в колонии. По слухам, он покончил с собой.

Читайте также: На карте Днепропетровщины может появиться Каменской район