Духовная память на Проводы: молитва вместо застолья

Есть что-то глубоко украинское в том, как мы поминаем своих умерших. Не с отчаянием, не с жалобами, а с тихим шепотом молитвы, с горстью земли на кресте, с паской в сумке и крашеными яйцами в кармане. Проводы - это не просто день, когда идешь на кладбище. Это диалог. Между теми, кто еще здесь, и теми, кто уже там.

Время для встречи с теми, кто ушел

После Пасхи, когда душа еще поет "Христос воскрес", украинцы вспоминают тех, кого с нами уже нет. Это - не просто обычай, это - как бы продолжение праздника, только уже не для тел, а для душ. Потому что если Пасха - это о жизни, то Проводы - о памяти, которая не дает смерти последнего слова.

В разных уголках Украины эти дни называют по-разному: гробки, поминальная, радоница, Родительская Пасха... Но суть та же - вспомнить родных. И обычно это происходит не раньше Светлого понедельника - первого дня после Пасхи.

Когда именно чествуют в 2025-м

В этом году, в 2025-м, Священный Синод ПЦУ наконец официально очертил: с 27 апреля по 3 мая - Неделя поминовения. То есть Проводы. Этот период считается "особым" - именно тогда, по церковному календарю, верующие идут на кладбище, молятся за тех, кто отошел, а еще - убирают могилы, несут паски, кутью и пасхальные яйца.

Раньше где-то был распространен вторник после Фоминого воскресенья, когда отмечали Радоницу. Но, как объясняют в ПЦУ, это - больше российская традиция. На наших землях испокон веков поминальной была вся неделя после Фоминого воскресенья.

Традиции, которые возвращаются: как поминают в разных церквях

У греко-католиков - немного иначе. Они в основном идут на кладбища на второй или третий день Пасхи, иногда - в Фомино воскресенье. Идут не просто так, а с хлебом, с молитвой. Потому что, как говорят у них: "живые идут к мертвым, чтобы поделиться с ними радостью Воскресения".

Церковь каждый раз напоминает: не надо обедать на могилах. Молитва и добрые дела - лучший помин. А не застолье на надгробии.

Как это выглядело когда-то - народная традиция

Раньше все было немного иначе. Больше души, больше глубины. Народовед Василий Скуратовский (с Житомирщины, село Великий Лес) вспоминал, как в детстве бегал на кладбище убирать могилы своих родных. Не потому, что заставляли - а потому что так полагалось.

Говорит, в его селе Проводы всегда были во вторник. Люди готовились к ним как к большому празднику - убирали, красили кресты, сажали цветы. Потом приходила вся семья, собирались возле могил. Целовали кресты, говорили что-то свое - искреннее, тихое. Потом шел священник с певчей - и уже начиналась служба. На гробы клали скатерти, на них - паски, яйца, кутью...

И дальше - панихида. Священник читал поименно всех, кого вспоминали. Как настоящая родословная. Со слезами, с памятью.

А потом - общая трапеза. Не пир, нет. Просто раскладывали еду на земле, делились тем, что имели. Но прежде всего - колово. Это такая медовая пшеничная кутья, с которой начинали и завершали поминки.

Пили водку, но без "будьмо!" - только молча, или с тихим: "Им - Царство Небесное, а нам - прожить и помянуть".

Еще один древний обычай - "Бабская Пасха"

Кстати, мало кто знает, но когда-то был еще один обряд - Бабская Пасха. Его описывали и Грушевский, и Павел Чубинский. Он чем-то похож на Проводы, но специфически женский. Собирались только женщины, приносили блюда, молились, причитали, вспоминали своих.

Это было что-то на грани сожаления и покоя, между тоской и принятием. До сих пор кое-где подобные обычаи сохранились, но название "Бабская Пасха" уже почти исчезло - слилось с Фоминым воскресеньем.

Проводы - это не о смерти. Это о том, что память сильнее ее. О тишине между могилами, где каждая крестовина - как слово в большой семейной молитве. Мы несем к предкам не еду, а благодарность. Не плач, а память. И пока мы помним - они с нами.