
Украина без НПЗ: будет ли в баках украинцев горючее из российской нефти

После удара по Кременчугскому нефтеперерабатывающему заводу в Украине возникла опасная брешь в системе энергообеспечения. Речь идет не только о логистике и ценах — ситуация гораздо глубже. Под вопросом теперь стоит то, какое топливо попадает на наши АЗС и не поступает ли оно к нам из России через третьи страны.
"Дыра" в энергетической безопасности и эко-стандарты
После атаки на единственный действующий нефтеперерабатывающий завод в Кременчуге, в энергетической безопасности Украины образовалась серьезная дыра. Об этом открыто заявила народный депутат и член профильного парламентского комитета Нина Южанина.
На заседании комитета быстро поддержали важную поправку — отложить штрафы за несоблюдение обязательной доли биоэтанола в бензине до 1 января 2026 года. Эта норма, напомним, вступила в силу в мае 2024 года, но теперь, после уничтожения завода, выполнить ее фактически невозможно — банально некому производить.
Южанина объяснила, что Кременчугский завод покрывал примерно треть потребностей Украины в бензине и до 10% — в дизеле. Теперь все это придется ввозить из-за границы. Основной акцент — на морские хабы в Греции и Турции.
Подозрение в "серых схемах": российское топливо на украинском рынке
Но здесь не все так просто. Топливо, которое может прийти оттуда, не соответствует требованиям экологичности и не содержит тех самых 5% биоэтанола. А главное — есть опасения, что оно сделано из российской нефти, которая якобы "переодета" и вывозится через плавучие перевалочные станции у берегов Греции и Кипра. Об этом сообщает украинская военная разведка.
Складывается довольно тревожная картина: мы рискуем не только потерять контроль над качеством топлива, но и нарушить международные санкции. Ведь если российское сырье все-таки попадет в украинские баки, это будет удар не только по морали, но и по репутации.
Стратегическое значение и последствия
Украина с начала полномасштабного вторжения РФ ведет не только войну на фронте, но и экономическую борьбу. Топливо, как и оружие, здесь — стратегический ресурс. Потеря завода означает зависимость. А зависимость — это слабое место.
Более того, история с биоэтанолом — не о бумажной формальности. Это вопрос стандартов: движемся ли мы в сторону "зеленого" курса и евронорм, или откатываемся к старой схеме "что бы то ни было, лишь бы было".
В условиях войны даже мелочь может иметь последствия на уровне государственной стабильности. То, что сегодня кажется лишь логистической проблемой, завтра может превратиться в кризис. Именно поэтому прозрачность в вопросах поставки топлива и контроль за его происхождением — не прихоть, а насущная необходимость.