
Украина усилит антикоррупционное законодательство по требованиям МВФ: что это означает на практике

В условиях войны не только армия должна быть вооружена и мобильна — то же самое касается и антикоррупционной системы. Если государство не может обеспечить справедливость в судах, никакое оружие не удержит доверие граждан. Именно поэтому Украина в новом Меморандуме с МВФ согласилась на сложные, но необходимые изменения в уголовном процессе. Определенные "удобные" для злоупотреблений нормы исчезнут, и это вопрос не лет, а месяцев — дедлайн установлен четко: до конца июля 2025 года.
Что именно изменится в уголовном процессе
Одна из главных новаций — отмена автоматического закрытия дел после истечения сроков расследования, если подозрение уже вручено. Раньше была простая схема: если следствие не успело завершить все в пределах срока, предусмотренного Уголовным процессуальным кодексом, — дело "умирало" само собой, независимо от содержания. Иногда это было оправдано, но очень часто — просто сливалось громкое производство.
Вместо этого планируется такой механизм:
- если срок истек, то обвиняемый или потерпевший могут подать ходатайство;
- после этого следственный судья должен заставить прокурора принять одно из решений — либо закрывать дело официально, либо завершать досудебное расследование и передавать в суд.
То есть дела не будут бесконтрольно тянуться годами, но и не будут исчезать внезапно из-за формальностей.
Расширение полномочий для борьбы с коррупцией
Меморандум предусматривает и другие изменения:
- Генеральному прокурору предоставят право делегировать САП (Специализированной антикоррупционной прокуратуре) управление запросами о международной правовой помощи. Это важно, потому что многие антикоррупционные дела упираются в иностранные юрисдикции, оффшоры и т. п.
- Кроме этого, уточнят сроки досудебного расследования после сообщения о подозрении. Ведь сегодня там — сплошная правовая неопределенность.
Подготовка к более глубоким изменениям и европейским стандартам
Эти реформы — часть более широкого пакета, вписанного в Дорожную карту верховенства права, которую Кабмин представил в мае 2025 года на пути к членству в ЕС. И, по словам МВФ, Украина четко подтвердила свою готовность двигаться дальше, несмотря на сложности в парламенте или сопротивление части заинтересованных сторон.
Планы на будущее: экспертизы, НАБУ и НАПК
Еще одно направление — создание независимого судебно-экспертного учреждения специально для дел НАБУ и БЭБ. Предусмотрено:
- отдельная структура;
- независимый наблюдательный совет;
- прозрачный конкурс на руководящие должности;
- гарантии сохранения конфиденциальности.
Это позволит детективам быстро получать качественные выводы, без затягиваний и постороннего влияния. Важно, что экспертное учреждение должны создать до конца февраля 2026 года.
Также до конца сентября 2025 года НАПК представит новые правила верификации деклараций и проверок стиля жизни чиновников. Особый акцент будет сделан на тех, кто вызывает повышенный риск — как по должностям, так и по расхождениям между доходами и расходами.
Споры в Раде и позиция бизнеса
Хотя власть декларирует решимость, в Верховной Раде пока не все готовы голосовать за эти изменения. Законопроекты №12367 и его альтернативы так и не попали в повестку дня.
В свою очередь, ряд бизнес-объединений выразили обеспокоенность. В совместном заявлении они предупредили: если изменения вступят в силу в нынешнем виде, это может "парализовать" хозяйственную деятельность — из-за бесконечных следственных действий, арестов активов и неопределенности. Ведь обновления касаются всего УПК, а не только антикоррупционных дел.
Реформа уголовного процесса — это не техническая правка в кодексе, а глубокое вмешательство в баланс между правами человека и интересами государства. С одной стороны — борьба с коррупцией, с другой — риск чрезмерного давления на бизнес и граждан. И от того, насколько грамотно пройдут эти изменения, зависит не только очередной транш МВФ, но и способность Украины выдержать контрольное испытание — построение государства, в котором закон работает для всех.