
Не результат, а путь: почему важно хвалить усилия ребенка, а не только победы

Уверенность в себе не возникает из воздуха - ее формируют ежедневные мелочи. То, как мы говорим с ребенком, как поддерживаем или, наоборот, обесцениваем его усилия, - все это постепенно влияет на его внутренний голос. Либо он станет источником сил, либо превратится в постоянно "пилящего" критика. Как же быть опорой для своего малыша в этом сложном процессе - рассказываем далее.
Будьте для ребенка примером, а не только надзирателем
Начните с простого: говорите о себе откровенно. Не обязательно рассказывать ребенку о глобальных кризисах или глубоких размышлениях, достаточно - о бытовых вещах. Например, если вы забыли список покупок, можно сказать: "Ой, опять забыла тот список! Но ничего - в следующий раз просто сфоткаю его телефоном".
Это мелочь, но именно с таких моментов дети учатся видеть, что ошибки - это не позор. А еще - они начинают понимать: даже взрослые не идеальны, но могут решать проблемы спокойно, без самобичевания.
Не ругайте - объясняйте
Честно говоря, иногда так хочется сказать: "Да сколько можно уже разбрасывать те вещи!?" Но... такая реакция не поможет ребенку изменить поведение. Вместо этого стоит переформулировать: "Твоя одежда лежит везде. Как только уберешь, сможешь дальше играть".
В этом случае вы даете четкую задачу, не обесценивая ребенка. То есть сигнал: ты не плохой - просто надо немного изменить действия. Это уменьшает тревожность и не уничтожает самооценку. Потому что ребенок - это не его ошибки.
Думать не "я не умею", а "я еще учусь"
Бывает, ребенок говорит: "У меня ничего не получается. Я плохо читаю!" И хочется его обнять и заверить, что он молодец. Но еще лучше - помочь ему изменить угол зрения. Например: "Да, эта книга непростая, потому что здесь много новых слов. Но мы же можем составить план и немного потренироваться вместе, правда?"
Это и есть установка на рост. Когда ребенок понимает, что способности - это не что-то застывшее, а то, что можно развивать. Как мышцы - чем больше тренируешь, тем сильнее становятся.
Ошибся? Это не провал, это - опыт
Вместо того, чтобы ругать за разлитый сок или сломанную игрушку, лучше спокойно сказать: "Ну вот, пролился. В следующий раз попробуй держать стакан над раковиной - так будет безопаснее".
Ребенок должен знать, что ошибки - это нормально. Что они не конец света, а просто новый урок. И что мама или папа не начнут меньше его любить, если что-то пойдет не так.
Хвалите не только за победы, а за путь к ним
"Ого, какой красивый рисунок!" - это хорошо. Но еще лучше - обратить внимание на сам процесс: "Вижу, как долго ты сидел и старательно выводил эти линии. Очень круто, что не бросил все на полпути".
Потому что если ребенок получает похвалу только за результат, он начинает бояться ошибок. А вот когда его поддерживают за усилия - он учится настойчивости.
Вдохновляйте примерами, но осторожно
Взрослые любят приводить примеры: "Вот посмотри, у твоего друга Саши были трудности, но все преодолел!" И это действительно может быть мотивационно. Но только если пример - не способ унизить ребенка. То есть не "а вот твоя одноклассница уже читает книги на три года старше", а скорее: "Представь, даже у звезд бывают трудности, но они находят выход".
Кстати, хорошо работает, когда пример не из учебника или новостей, а из вашей жизни: "Когда-то я тоже боялся выступать перед классом. А потом научился - и теперь даже люблю это делать!"
Формирование здоровой самооценки - это как выращивание дерева: нужно время, солнце, терпение и забота. Не обязательно быть идеальными родителями. Достаточно быть рядом, слушать, поддерживать, иногда - помолчать, иногда - обнять. Потому что уверенность ребенка в себе начинается с уверенности в том, что его любят просто так. Без "если" и "за что-то".