Украинские металлурги страдают из-за дефицита лома
Украинские метзаводы простаивают из-за нехватки лома. При этом значительная часть собранного вывозится за рубеж. Государство должно ограничить экспорт стратегического сырья.
Об этом говорится в обращении от 25 февраля депутатов Запорожского облсовета к Президенту, Премьер-министру и Председателю Верховной Рады Украины.
Только цифры:
1,2 млн т (28,5%) – экспорт лома в 2015 году
855 тыс. тонн – дефицит лома на внутреннем рынке
240 гривен – вывозная пошлина с 1 тонны лома
2100 гривен – налоговых поступлений (расчет на данных 2014 года) с одной тонны лома, переработанного внутри страны
Депутаты призвали
- Повысить экспортную пошлину на металлолом до уровня в 50 евро за тонну
- Ограничить объем экспорта в размерах, не превышающих 20% объема внутреннего потребления.
- Отменить 5% импортную пошлину на лом.
Лом – на экспорт, метзаводы – в простой
«В первую очередь металлоломом должны быть обеспечены внутренние производители, экспорт лома должен максимально контролироваться государством. Ломозаготовительные компании в 2015 году нарастили экспорт лома черных металлов на 31,5% по сравнению с 2014 годом. Данный факт стал основным фактором многодневных простоев металлургических заводов Украины, которые недополучили основное сырье – металлолом», – говорится в обращении депутатов.
Инициировал обращение депутат облсовета, кандидат экономических наук Станислав Чередниченко. Он считает, что государство должно защитить свою сырьевую базу, ведь переработка сырья и производство готовой продукции приносит гораздо больше дохода, чем его экспорт. В промышленно развитых странах понимают это и защищают своих производителей.
«Металлургические предприятия Запорожской области весь прошлый год страдают от острой нехватки лома – своего основного сырья. В это же время треть стратегического сырья вывозится и продается за границу. А на импортный лом действует пошлина в 5%. Это абсурдная ситуация», – говорит Чередниченко.
Из-за огромного дефицита сырья металлурги Запорожстали и Днепроспецстали, не могли выполнить заказы в срок, теряли рынки сбыта, уменьшали объемы производства, снижали отчисления в бюджет и сокращали количество рабочих дней. И все это на фоне роста цен, огромных коммунальных платежей и АТО на Донбассе.
Лом – ограниченный ресурс
Депутаты подчеркнули, с каждым годом его заготавливают все меньше и меньше: советское наследие давно порезано, крупных инфраструктурных проектов нет. Новому лому просто неоткуда взяться. Общего объема заготовки не хватит даже для украинских метпредприятий. Продолжить экспортировать лом – означает, убить украинскую металлургию и превратить экономику в сырьевую.
Все фракции объединились в борьбе с дефицитом лома
Депутаты поддержали обращение 64 голосами. «Металлургическая отрасль – ключевая для экономики области. Это крупнейшие налогоплательщики области, формирующие ее ВВП. Это более чем 20 тысяч рабочих мест на метпредприятиях, и как минимум 100 тысяч рабочих мест в обслуживающих отраслях. Мы не можем допустить уничтожения металлургии. А либерализация экспорта создает для этого все предпосылки. Депутаты облсовета это очень хорошо понимают. Поэтому инициатива получила широкую поддержку у представителей разных фракций. Вы сами видели это по результатам голосования», – Егор Семенков, первый заместитель главы облсовета.
А в Днепродзержинске?
ДМК им. Дзержинского, как и другие украинские метзаводы, страдает от острого дефицита лома. По данным Объединения Металлургпром в прошлом году завод недополучил 45% сырья.
«Нестабильность поставок кокса в первом и четвертом кварталах 2015 года, ограничение в обеспечении ломом и нехватка осевой заготовки производства АМК не дали произвести готовую продукцию в запланированных объемах и привели к потерям прибыли в сумме 282 млн. грн., – говорит директор по экономике предприятия Виталий Нагорняк. – Увеличение вовлечения в производство амортизационного лома при ограниченных поставках лома со стороны, позволило бы минимизировать убытки на 107 млн. грн».
Проблемы завода больно бьют, в первую очередь, по днепродзержинским металлургам. Напомним, ДМК – один из крупнейших работодателей города. На заводе работает около 11 тыс. человек, а это каждый пятый работающий житель города, по данным 2015 года. В последнее время сотрудники получают зарплату с большой задержкой, частями. Ситуация обострилась настолько, что люди даже вышли на митинг.