Монополизация Каменского: на очереди поставки еды в больницы
Год назад власти всех уровней с пафосом анонсировали внедрение прозрачных закупок товаров и услуг за бюджетные деньги. Анонсировали это как собственное достижение, хотя на самом деле, прозрачность бюджетных закупок – одно из требований Ассоциации с Европейский Союзом, жестко прописанное в соответствующем договоре. Том самом договоре, за который наши граждане проливали кровь на Майдане Независимости в Киеве.
Казалось бы, и это обстоятельство, и подписи под договором об Ассоциации с ЕС, должны были вынудить власти честно и прозрачно расходовать бюджетные деньги, уплаченные нами в виде налогов. Ведь 30% поступлений бюджета Каменского – это наши с вами налоги с заработной платы. Да и сама система контроля бюджетных закупок не зря называется «Прозоро». Она - инструмент контроля за тем, как власти всех уровней тратят наши деньги. А еще – фундамент для честной конкуренции в этом секторе экономики. Конкуренции, которая должна сделать цены на товары и услуги дешевле, а их качество лучше. В конце концов, главная цель внедрения системы «Прозоро» - экономия бюджетных средств. Но что происходит на самом деле?
Мы уже писали о том, как в Каменском пытаются монополизировать поставки продуктов питания в школы и детсады города. Несколько месяцев назад в редакцию «5692» стали поступать звонки от каменских предпринимателей, которые жаловались на то, что в текущем году местные больницы стали закупать продукты питания только у ограниченного количества продавцов. Более того, бизнесмены утверждали, что руководители медучреждений города делают это под давлением «сверху». Мы провели еще одно расследование, и опасение предпринимателей оказались оправданными.
Методология
Чтобы подтвердить или опровергнуть слова обратившихся предпринимателей, «5692» проанализировал, как менялась структура рынка закупок продуктов питания в больницах Каменского в 2016-2017 годах.
Для этого редакция изучила на сайте системы государственных закупок «Прозоро» все тендеры, связанные с приобретением городскими медучреждениями продуктов питания с 1 января 2016 года по 31 мая 2017 года. За исследуемый период 14 медучреждений Каменского провели 676 закупок еды для своих пациентов.
«ОБЭП» в курсе
В своих жалобах обратившиеся в редакцию предприниматели утверждали, что за монополизацией рынка поставок еды стоит компания ООО НПО «Промсервис», которая реализует свою продукцию как самостоятельно, так и через группу подконтрольных предпринимателей.
Как уже сообщал «5692», ООО НПО «Промсервис» принадлежит известному в Каменском бизнесмену Михаилу Поволоцкому. Эту информацию «5692» подтвердили наши источники в Департаменте по экономической безопасности Нацполиции. По данным правоохранителей, в группу «Промсервиса» входят сразу девять физических лиц-предпринимателей, которые при заключении сделок используют разрешительные документы подозреваемой компании.
Редакция выяснила, что за исследуемый период, 7 из 9 предпринимателей, потенциально связанных с «Промсервисом», участвовали минимум в одном соответствующем тендере, а пять из них выигрывали право на поставку продуктов в медучреждения города.
Тревога не была ложной
В 2016 году «Промсервис» со своими «подопечными» одержали победу в 170 тендерах из 471 возможного, на общую сумму более 3,1 млн грн. Этого не хватило, чтобы заполучить и половины исследуемого рынка.
За первые пять месяцев 2017 года ситуация кардинально изменилась. Хотя подозреваемые в монополизации рынка бизнесмены выиграли лишь 46 из 205 тендеров, сумма заключенных сделок группой «Промсервис» составила почти 4 млн грн, что позволило ей поглотить 70% рынка.
Еще более удручающе выглядит изменение средней суммы заключаемого договора. Если в прошлом году показатели «Промсервиса» и связанных с ним предпринимателей не превышали цифры конкурентов и в половину, то в текущем они разнятся сразу в 7-10 раз.
А зачем экономить?
Основными задачами системы государственных закупок «Прозоро» и принятого под нее закона «О госзакупках» являются обеспечение прозрачности проведения тендеров и экономия бюджетных средств.
Согласно требованиям закона о госзакупках, тендер на покупку товаров на сумму до 200 тыс. грн называется допороговым, поэтому его не обязательно проводить в системе «Прозоро». Это дает возможность госорганам заключать допороговые договора с поставщиками напрямую. Однако, в этом случае ни о конкуренции среди продавцов, ни об экономии бюджетных средств речи идти не может.
За последние 17 месяцев медучреждения Каменского напрямую заключили 87 договоров на поставку продуктов питания. Таким образом, почти в каждом восьмом тендере на исследуемом рынке конкуренция и экономия отсутствуют.
В 2017 году городские больницы заключили с поставщиками еды 59 прямых допороговых сделок, 33 из которых пришлись на группу «Промсервиса». Эта ситуация привела к тому, что уже в 2017 году каменские медучреждения практически ничего не экономят на договорах с «Промсервисом» и его ФЛП.
Аномально успешный предприниматель
Апогеем стремительного изменения структуры рынка поставок еды в медучреждения Каменского стал один предприниматель из группы «Промсервиса» – ФОП Гриневич Алена Владимировна.
В 2017 году городские больницы заключили с Гриневич 18 договоров на поставку еды, и все 18 сделок были заключены напрямую. Но поражает не количество неконкурентных тендеров с участием этого предпринимателя, а сумма заключенных сделок, которая составила 2 153 157 грн. 27 коп. или 37,9% рынка в 2017 году. И это еще не все. Среди 18 тендеров, выигранных госпожой Гриневич, редакция нашла семь, к которым в «Прозоро» прикреплен один и тот же договор – от 24 января 2017 года с Каменской городской больницей №5 на сумму около 793 тыс. грн.
Каждая из этих семи закупок не превышала 200 тыс. грн., что давало покупателю и продавцу заключить сделку напрямую. Однако по факту это был один сверхпороговый тендер, который обязательно должен проводиться в электронной системе и при наличии у покупателя предложений минимум от двух продавцов.
Но, ни на одну из этих семи закупок не была оставлена жалоба на портале «DoZorro», который является инструментом мониторинга «Прозоро».
Кто виноват?
Вечный вопрос, когда дело касается коррупции и мошенничества при расходовании бюджетных средств. Стоит отметить, что из 14 исследуемых медучреждений только три подчиняются горсовету, а именно - три центра первичной медико-санитарной помощи.
Продукты питания эти поликлиники закупали только в 2016 году, проведя семь соответствующих тендеров, которые составили лишь 4% от общего рынка. А доля группы «Промсервиса» в этих закупках составила относительно небольшие 19%.
Еще одно медучреждение – специализированная медико-санитарная часть №8 МЗ Украины (1,2% рынка) – подчиняется министерству здравоохранения, а оставшиеся десять - Днепропетровскому областному совету.
Из этого можно сделать вывод, что основная ответственность за монополизацию на рынок поставок продуктов в больницы Каменского лежит на руководителях медучреждений, подчиненных облсовету. Поскольку именно главврачи, в первую очередь, должны быть заинтересованы, чтобы бюджетные деньги в их больницах расходовались прозрачно и максимально эффективно.
Безусловно, нельзя снимать ответственность и с вышестоящих органов – областного департамента здравоохранения и профильного министерства. По своим должностным обязанностям не могут игнорировать сложившуюся ситуацию и регулирующие органы – налоговая служба и антимонопольный комитет.
Все познается в сравнении
Если детализировать, то в шести из 14 исследуемых медучреждений доля договоров, заключенных с группой «Промсервиса», увеличилась. Каплей меда в этой ситуации оказался подчиненный облсовету Каменской противотуберкулезный диспансер.
За последние 17 месяцев это коммунальное учреждение провело 136 продуктовых тендеров, из которых «Промсервис» выиграл лишь один, а подконтрольные ему ФЛП – ни одного. Неудивительно, что городской противотуберкулезный диспансер продемонстрировал самый высокий уровень конкуренции за исследуемый период (в среднем 3,43 участника на один тендер).
С другой стороны, в пяти каменских больницах часть суммы, потраченной на закупку продуктов питания у подозреваемых в сговоре юрлиц в 2017 году, превышает 70% – Каменская городская больница скорой медицинской помощи (99,6%), Каменские городские больницы №1 (72,6%), №5 (93,1%) и №9 (87,2%) (все четыре подчиняются облсовету), а также специализированная медико-санитарная часть №8(100%).
Более того, во всех тендерах на закупку еды, заключенных в 2017 году Каменской городской больницей №9 и специализированной медико-санитарной частью №8 (таких набралось 13 на сумму 1 млн 134 тыс. грн), конкуренция отсутствовала, поскольку договора с покупателями заключались напрямую.
Редакция обратилась к руководителям двух вышеуказанных медучреждений, чтобы они прокомментировали ситуацию, сложившуюся вокруг закупок еды в их больницах.
Максимик Наталия Богдановна, глава тендерного комитета специализированной медико-санитарной части №8 МЗ Украины:
– Компания «Промсервис» нас полностью устраивает: и по наличию всех разрешительных документов, и по цене, и по качеству продукции, и по срокам поставок. Действующее законодательство не требует от нас проводить допороговые закупки через систему «Прозоро», которая замедляет процесс выбора оптимального поставщика. А при сотрудничестве с непроверенными продавцами есть риск получить некачественную продукцию.
Пономаренко Алексей Анатольевич, главный врач Каменской городской больницы №9:
– Наша задача – вовремя и качественно кормить наших пациентов, поэтому мы работаем с адекватными продавцами, которые идут навстречу по цене и поставляют качественную продукцию. Система «Прозоро» – не панацея, поскольку из-за отсутствия предложений закупка в ней срывается, а потенциальный победитель может привезти в больницу просроченные продукты.
В то же время, оба собеседника редакции подчеркнули, что при заключении прямых договоров давление со стороны на их медучреждения не оказывалось.
Полиция начала расследование по питанию школьников
В 2017 году финансирование из бюджета питания школьников и воспитанников детсадов Каменского перевалило за 40 миллионов гривен. Сумма немаленькая, и кое-кому в городе пришла идея освоить этот денежный поток. Расследование, начатое «5692», выявило, что практически вся сумма бюджетного финансирования приходится на одну единственную фирму – ООО НПО «Промсервис».
Информация о закупке продуктов для учебных заведений доступна в системе «Прозоро». И первое, что мы установили: вопреки обвинениям в том, что все школы и детсады должны на весь год заключать договора на поставки продуктов с ООО НПО «Промсервис» - ни одного такого договора, заключенного на всю сумму бюджетного финансирования, не зарегистрировано. Однако это вовсе не значит, что сговора нет. Выстроена целая сеть частных предпринимателей, через которых осуществляются закупки.
Например, 7 февраля 2017 года коллегиум №16 зарегистрировал в системе «Прозоро» несколько десятков договоров на поставки продуктов питания. Так, у ЧП Алтуниной закупили 11 позиций продуктов на 170 000 грн. У ЧП Борисовой оформили продукты на 288 093 грн, а у ЧП Силко – на 299 545 грн. Есть еще ЧП Гриневич, у которой заказано продуктов на 124 582 грн.
Наше внимание привлекли несколько моментов. Во-первых, у всех указанных предпринимателей договора заключены как под копирку, и имеют простую последовательную нумерацию: Силко – договор №2, Алтунина - №3, Борисова - №4, Гриневич - №5. Все договора имеют одинаковое оформление текста, а фамилии предпринимателей впечатаны в текст, тогда как название коллегиума, фамилия директора и сумма договора – прописаны от руки. Неизвестно только – у кого договор №1?
Во-вторых, все договора заключены в один день – 31 января 2017 года, а размещены в системе «Прозоро» – 7 февраля 2017 года, с интервалом в несколько минут.
В-третьих, хотя в системе «Прозоро» у предпринимателя Алтуниной числится 11 отдельных позиций поставки продуктов, под каждую из них подложен один и тот же договор №3, в котором не указано, какие конкретно продукты должен поставить в коллегиум №16 этот предприниматель.
Мы проверили, как осуществлялись закупки продуктов в других школах и детсадах. Например, в детсаде №18 «Аленушка» не стали утруждать себя размещением договоров в системе «Прозоро», а просто указали продукты, которые закупают, и поставщиков. Известно, что ЧП Пилипенко поставит каких-то продуктов на 25 000 грн, а ЧП Алтунина – на 220 000 грн.
В средней школе №22 сразу заключили с ЧП Алтуниной договор на весь год и на всю сумму бюджетного финансирования – 523 000 грн. А вот ясли-садик №34 договор с Алтуниной заключили на 181 393 грн, но в дополнении есть полный список продуктов, которые будут поставляться. В нем более 30 позиций.
Согласно требованиям законодательства, все продукты, которые поставляются для питания детей, в обязательном порядке сопровождаются документом, подтверждающим их качество. И вот что странно, на документах, которые подтверждают качество поставляемых продуктов от ЧП Алтунина, получателем указана вовсе не она, а – ООО НПО «Промсервис». Такая же ситуация с ЧП Силко, ЧП Волощенко, ЧП Борисова – везде в качестве товарополучателя указана фирма «Промсервис». А это как минимум означает, что все эти предприниматели по неизвестной причине закупают продукцию не у прямых производителей, а на оптовой базе «Промсервиса».
Сегодня Департаментом по экономической безопасности национальной полиции проводится расследование по фактам сговора на рынке школьного питания, изложенным в расследовании «5692». О его результатах мы сообщим в ближайшее время.