Новые правила доверенностей: что меняет е-нотариат

Бывают моменты, когда не получается лично заняться делами — поездка, больница, работа в другом городе. В таких случаях выручает доверенность. Это официальный документ, позволяющий другому человеку представлять ваши интересы и действовать в рамках закона. То есть все просто: вы поручаете — другой человек выполняет.

Согласно Гражданскому кодексу Украины, доверенность — это письменный документ, который один человек выдает другому, чтобы тот мог действовать от его имени. Но есть нюанс: представитель не может делать то, что доверитель имеет право делать только сам (например, составить завещание или жениться). Также он не может действовать в собственных интересах или в пользу другого лица, если одновременно является его представителем. Исключение — коммерческие дела, где такие случаи разрешены законом.

Кто может удостоверять доверенность

В первую очередь этим занимаются нотариусы. Но есть ситуации, когда разрешено обращаться и к другим должностным лицам. Например:

  • в военном госпитале документ может удостоверить начальник или дежурный врач;
  • в воинской части — командир;
  • в тюрьме или СИЗО — начальник учреждения;
  • в селе, где нет нотариуса, — представитель местного совета (правда, не для всех видов имущества или транспорта);
  • в случаях бесплатной правовой помощи — уполномоченные работники таких органов.

Кстати, во время военного положения список тех, кто имеет право удостоверять доверенности, стал шире. Например, в воинских формированиях это может сделать командир или назначенное им лицо.

Когда доверенность можно подписать не у нотариуса

Существуют еще упрощенные варианты. Например, доверенность на получение зарплаты, пенсии, почты или стипендии можно оформить прямо на работе, в больнице или даже по месту жительства. А вот документ для участия в собрании (скажем, в кооперативе или обществе) удостоверяется по правилам, определенным законом.

Доверенность от юридического лица

Если документ выдает компания, то его оформляет уполномоченный орган или руководитель в соответствии с уставом.

Что должно быть в документе

В доверенности должны быть четко прописаны:

  • дата и место составления;
  • полные данные обеих сторон (для юрлиц — еще и наименование и местонахождение);
  • конкретные действия, которые разрешено выполнять.

Если речь идет о дарении — обязательно указываются данные того, кому дарят. Без этого документ не будет иметь силы. Для дел с имуществом — добавляется налоговый номер доверителя.

Сколько действует доверенность

Срок указывается словами: годы, месяцы, недели или дни. Его нельзя привязать к какому-либо событию (например, "до возвращения из командировки"). Если дату составления не указали — документ автоматически становится недействительным.

Когда доверенность прекращает действие

Есть несколько случаев:

  • истечение срока;
  • отмена доверителем;
  • отказ представителя;
  • ликвидация юрлица;
  • смерть любой из сторон.

Интересно, что если доверитель умер, представитель может еще завершить неотложные дела, чтобы не было убытков.

Как отменить доверенность

Человек, выдавшей доверенность, может в любой момент ее отозвать (кроме безотзывных). Для этого нужно уведомить и представителя, и тех, с кем он имел дело. Но все, что успел сделать представитель до того, как узнал об отмене, остается в силе.

Право на отказ

Представитель также может отказаться от своих обязанностей, но должен заранее уведомить об этом доверителя. Исключение — когда действия были срочными и от них зависело предотвращение ущерба. В таком случае отказаться нельзя.

Регистрация в специальном реестре

Все нотариальные и приравненные к ним доверенности вносятся в Единый реестр доверенностей. Сейчас его обновляют в рамках реформы нотариата. Впоследствии каждый документ будет иметь QR-код, который можно будет проверить через «Дію». Это фактически дает возможность быстро убедиться, что доверенность подлинная.

Доверенность — это не просто формальность, а серьезный юридический инструмент. Она открывает доступ к вашему имуществу, финансам или личным делам другому человеку. Поэтому при ее оформлении нужно внимательно относиться к деталям, чтобы избежать недоразумений или даже рисков в будущем.