Каменское становится дотационным
Доходов бюджета не хватает на ремонт жилья и социальную помощь
В первом полугодии 2017 года финансовая помощь от областного и государственного бюджетов превысила собственные доходы Каменского. И, хотя в целом, доходы города составили почти 1,2 миллиарда гривен, на многие важные статьи расходов, например, поддержку малого и среднего бизнеса и экологию – денег совсем не выделяется.
Кто работает – тот и платит
Сегодня в любой книжной лавке можно найти бестселлер Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Книга из серии тех, которые предлагаются в качестве волшебной палочки для тех, кто отчаялся жить в бедности. Есть в этой книге примечательный момент: Роберт Кийосаки устами своего героя утверждает, что больше всего налогов платят вовсе не богатые, а те, кто работает за зарплату.
В правдивости этого тезиса легко убедиться на примере доходов городского бюджета Каменского. В первом полугодии больше всего поступлений – как раз за счет подоходного налога с наших зарплат. И только на втором месте – налог на собственность, состоящий из налога и аренды на землю, которые заплатил бизнес.
Дальше по значимости для доходов города идут: единый налог, акцизные сборы (это тоже мы платим при покупке сигарет, спиртного и топлива для автомобилей), собственные доходы бюджетных учреждений (это снова мы, но уже в виде всяких платежей при посещении учреждений) и неналоговые доходы.
Примечательно, что, несмотря на всю остроту экологической ситуации в городе, экологический налог в первом полугодии сократился в сравнении с прошлым годом и составил в доходах города около 0,3%.
Еще меньшей цифрой выражаются поступления от налога на прибыль коммунальных предприятий. Хотя чиновники и депутаты всех уровней твердят, что коммунальные предприятия должны приносить городу прибыль. Но практика такова, что пока они приносят, в основном, убытки.
В нынешнем году, по сравнению с прошлым, более чем в три раза увеличилась задолженность предприятий города по платежам в бюджеты всех уровней. В том числе удвоились долги перед городским бюджетом, включая плату за землю. В списке должников почти десяток коммунальных предприятий города, однако, основные долги приходятся не на них, а на бизнес. Все это тревожный звоночек о том, что экономический кризис в городе не минул. И можно только порадоваться, что налоговикам и финотделу горсовета удалось не просто выполнить, а еще и перевыполнить на 6% план по доходам городского бюджета.
Кстати, уже третий год идет бюджетная децентрализация. Но в первом полугодии 2017 года, дотации и субвенции, которые получает Каменское из областного и государственного бюджетов, превысили собственные доходы города почти на 140 миллионов гривен. Когда же город начнет зарабатывать столько, чтобы не зависеть от благосклонности вышестоящих властей?
С расходами – запарка
С расходной частью бюджета все гораздо сложнее и запутаннее, чем с доходной. Начнем с того, что план по доходам, вроде как, выполнен, но по расходам – нет. Не оплачено около 15% всех запланированных расходов (а это около 200 миллионов гривен). По неофициальной информации, деньги накапливаются на казначейских счетах для решения неотложных финансовых вопросов при запуске отопительного сезона. Проще говоря, их берегут на случай, если «Нафтогаз» начнет «выкручивать руки» и старые долги придется гасить.
Самой большой статьей расходов городского бюджета стала соцзащита и соцобеспечение – более 400 миллионов гривен, что в два раза больше прошлогодних показателей. Такой рост вызван вовсе не увеличившейся заботой государства о нашем благосостоянии, а банальным повышением коммунальных тарифов. Значительная часть этой суммы (которая, на минуточку, составляет треть доходов бюджета) – ушла на субсидии за коммунальные услуги.
Остальные две трети расходов составили зарплаты в бюджетной сфере и оплата коммунальных услуг всех бюджетных учреждений. Самым дорогим по затратам оказалось городское образование (хотя ведь в каждой школе родители платят, так называемые, добровольные взносы), затем идет здравоохранение (кто из нас не платил за анализы?) и только на третьем месте – ЖКХ.
В нынешнем году расходы на жилищно- коммунальное хозяйство выросли почти на 50% в сравнении с прошлым годом, но радоваться пока рано. Как это ни парадоксально, но денег на капитальный ремонт жилого фонда (крыш и подъездов) все равно выделяется недостаточно – 3 миллиона гривен. Для сравнения, на ремонт центрального парка, в первом полугодии, город потратил в 10 раз больше.
А вот на поддержку малого и среднего бизнеса, который третий год переживает экономический кризис и растущие налоги – денег нет совсем. Не было их и в прошлом году. На охрану окружающей природной среды денег тоже нет, как и на строительство (ну не считать же серьезными расходами на строительство 0,2% от доходов бюджета города?).
На благоустройство города мы в первом полугодии денег не жалели, и потратили столько же, сколько на содержание всего городского управленческого аппарата.
По остаточному принципу
Глядя на расходы бюджета, можно увидеть всю несправедливость существующей распределительной системы. Причем в нескольких аспектах.
Например, деньги выделяются либо на защищенные статьи (зарплаты и коммунальные услуги у бюджетников), либо бизнесу, который смог отстоять свои интересы (в том числе и интересы в сфере коммунальных предприятий). Зато другие расходы, важные как для отдельных горожан, так и всех вместе, делаются по советскому «остаточному» принципу. И глядя на отдельные цифры, только диву даешься – что на эти деньги можно было сделать?
Ну, например, какую помощь за шесть месяцев в масштабах города можно было оказать детям-сиротам на 50 тысяч гривен? Или что это за «мероприятия государственной политики по вопросам детей и их социальной защиты», которые стоили городу – 3500 грн? Из этой же серии, «программы и мероприятия центра социальных служб для семьи, детей и молодежи» - на 8 тысяч гривен, и, «реализация молодежной политики «Молодь Украины» - на 13 тысяч гривен. Немного удивляет достаточно незначительный вклад в реализацию государственной политики.
И таких мизерных статей расходов на действительно важные для людей мероприятия в городском бюджете достаточно много. Но, почему-то наши депутаты уверены, что за эти копейки действительно можно какую-то политику реализовать. И даже если допустить, что деньги на эти цели должно выделять государство, но, по каким- то причинам, не выделяет, неужели они не видят, что помощь детям-сиротам, малообеспеченным или тем, кто только становится на жизненный путь – куда важнее ремонта очередного фонтана или сквера?
Кстати, о спорте. Спорт у нас, вроде, в приоритете. О чем свидетельствует значительное количество проводимых в городе мероприятий по популяризации спорта и здорового образа жизни. Но каждый год приходится слышать от знакомых тренеров, что денег на тренировочные сборы и участие в соревнованиях не выделяется. Как оказалось, нынешний год не стал исключением. При общих расходах на спорт, в первом полугодии - 13 миллионов гривен, собственно, на тренировочные сборы выделили всего 75 тысяч гривен – 0,5% от всех спортивных расходов. Массовый спорт, это конечно, хорошо. Но почему спортивные тренеры вынуждены каждый раз искать деньги на то, чтобы их воспитанники успешно выступили на соревнованиях?
Получается, что с праздничных трибун городское руководство и представители местного парламента активно декларируют заботу и поддержку молодого поколения во всех его начинаниях, а на деле, из местного «кошелька» вся эта забота и поддержка финансируется по остаточному принципу.